вторник, 14 июня 2016 г.

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ "НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ" И НУЖНО ЛИ ЕЁ ИСКАТЬ?

Что же это это такое «Национальная идея» 
и нужно ли её искать?

Этот вопрос, начиная с 1991 года, периодически всплывает в славянских постсоветских странах, и однозначного ответа так ещё и не получил.
Взаимосвязь благосостояния государства и активность поиска национальной идеи очевидна.
Но связь эта носит своеобразный характер.
Когда страна успешно продвигается в своём развитии, вопрос о национальной идее уходит на периферию сознания большинства людей.
Но как только экономическая ситуация в государстве ухудшается, этот вопрос начинает доминировать над  всеми остальными.
И если в прибалтийских странах эту идею нашли очень быстро – это обвинение СССР и соответственно России за якобы оккупацию своих территорий, то в России, Беларуси, Украине этот вопрос то утихал, то звучал громко.
К чему приводит горячее обсуждение этого вопроса, мы все видим на примере России и Украины.
И если в России всенародное голосование за самого популярного человека страны не вызвало антагонизма среди населения только потому, что власть вовремя максимально смикшировала результаты голосования и вместо явного лидера - Иосифа Сталина предложила, как победителя, абсолютно нейтральную фигуру Александра Невского.
И тот ажиотаж, который сопровождал весь процесс голосования постепенно сошёл на нет.
Но на Украине мы увидели результаты таких поисков во всей «красе».
Без всякого голосования народу был предложен в качестве духовного лидера нации Степан Бандера с его национальной идеей «Украина – это независимое государство с титульной нацией».
И вместе с другими неуклюжими действиями власть привела страну к трагическим результатам.
Народ абсолютно поляризовался в отношении своих духовных  ценностей и уже, вероятно, навсегда.
Вот к чему может привести вопрос поиска «Национальной идеи».
Это напоминает ситуацию с поиском прорывных технологий в народном хозяйстве. Вместо того, чтобы спокойно, плавно повышать эффективность своего производства, улучшать благосостояние народа некоторые руководители и политики с маниакальной решимостью ищут «жар-птицу», которая сразу перенесёт всех в Рай. И как обычно, это приводит к плачевным результатам.
Вот и в Беларуси этот вопрос встал на дыбы.
И 13 июня в двух ведущих белорусских телепрограммах в самое смотрибельное время, в присутствии известных интеллектуалов Беларуси, прошло горячее обсуждение поиска «Национальной идеи Беларуси».
И если у Дмитрия Бочкова в «Форуме» тон дискуссии был очень жаркий и хаотичный, то у Вадима Гигина («Дело принципа») всё протекало более солидно под прикрытием красавицы-ведущей Елены Михаловской.
Приводились какие-то вымышленные национальные идеи Америки, Франции, Германии, одна молодая журналистка рассказала о якобы плохом отношении к памятникам в сельской местности, но главный вопрос «Что же такое национальная идея?», так и не привёл к какому-то внятному ответу.
Попробуем  спокойно разобраться с этой «теоремой Ферма».
В каждом государстве есть свои символы, которые у жителей этого государства ассоциируются с теми ценностями, которые и олицетворяют  связь со страной, то, что вызывает гордость за принадлежность к ней.
Это относится не только к официальным символам государства, к таким как государственный флаг, герб и гимн, но и к достижениям страны в области культуры, спорта, народного хозяйства.
Именно гордость за эти достижения позволяют белорусам чувствовать свою сопричастность с жизнью своей страны, объединяет на ментальном уровне жителей страны независимо от политических, исторических, идеологических пристрастий.
Кто или что может объединять белорусский народ, как про это рассказать?
В первую очередь нужно показывать и рассказывать, кто действительно те, кем может гордиться каждый белорус.
И показывать так, чтобы ни у кого эти символы не вызывали сомнения, ни у тех, кто живёт в Беларуси, ни у тех, кто давно уехал на постоянное место жительство за границу.
И вот теперь встаёт вопрос, кем или чем может гордиться каждый белорус, чтобы эти имена не вызывали противостояние в обществе.
Приведу пример таких символов: Ефросинья Полоцая, Франциск Скорина, Ольга Корбут, Александр Медведь, Юлия Нестеренко, Петр Машеров, Янка Купала, Якуб Колос, Владимир Мулявин, футбольное «Динамо-Минск 82», трактор Беларусь, Большой театр оперы и балета. Можно ещё много перечислять то, при упоминании  о чём практически любой человек, живущий или живший в Беларуси, будет испытывать тёплые чувства.
А что может объединить людей больше, чем общие ценности?
Конечно, некоторые могут возразить: почему ничего не сказано о мове, т.е. о белорусском языке, ведь отличительной особенностью каждой нации является её национальный язык.
В последнее время действительно разговор о белорусском языке стал уходить из больших обсуждений. Как правило, об этом говорят деятели искусства, которые непосредственно почувствовали это на себе.
Как же можно возродить интерес к мове?
Все понимают, что насильственные методы здесь не пройдут, это мы видим на примере Украины.
Нужны, как говорят, мягкие ненавязчивые способы вовлечения народа в изучение и пользование белорусским языком.
Яркий пример такого мягкого способы мы только что наблюдали во время трансляции футбольного матча Чемионата Европы среди команд Бельгии и Италии, где профессиональый спортивный комментатор на белорусском языке рассказывал о всех перипетиях на футбольном поле.
Почему же все трансляции культурных и спортивных программ не сопровождать на белорусском языке?
И полезно и интересно.
А что касается главного вопроса статьи, может быть вообще не стоит пытаться объяснять это эфемерное понятие «Национальная идея», а просто очень внимательно со стороны руководства страны относиться к тем святыням, которые есть в Беларуси.
И ещё, урок, который можно извлечь из событий происшедших  в России и Украине за последние годы:
«Нельзя ни назначать, ни выбирать духовных лидеров нации. Только время может справедливо расставить всех на места в истории страны, которые они заслуживают».

Статья опубликована в газете "Советская Белоруссия" 29 июня 2016 года

Комментариев нет:

Отправить комментарий