вторник, 3 июня 2014 г.

Малевич, Глазунов, Сундуков. Что общего между этими художниками?



Малевич, Глазунов, Сундуков.

Что общего между этими художниками?

Что же объединяет их главные произведения: торжественную, великодержавную «Вечную Россию» Ильи Глазунова, послушную и никуда не спешащую «Очередь» Алексея Сундукова, и несущий в себе тревогу «Черный квадрат» Казимира Малевича?
Рассмотрим каждое из этих великих произведений.
17 декабря 1915 году на футуристической выставке под названием «010» Казимир Малевич, впервые показав картину «Черный квадрат», впоследствии ставшую брендом нового направления в искусстве – супрематизма, заложил мину замедленного действия для всего классического искусства.


      
Внимательный зритель, впервые увидев эту картину, сразу обратит внимание на несоответствие названия и изображённой на ней фигуры.
Если  бы,  например,  изображена была геометрическая фигура «ромб»     и названа квадратом   это  был  бы    прямой   удар    в   лоб неискушённому зрителю, который сразу  бы подумал или о неадекватности художника, или о высокомерии художника   по отношению к зрителю.
В данном случае, увидев фигуру, похожую  на   квадрат,  зритель, конечно,  в первую очередь  подумает об ошибке глазомера художника, не сумевшего выдержать точные законы геометрии (у, якобы, квадрата нет ни одного прямого угла и хотя бы двух параллельных линий - в этом может убедиться каждый).
И только увидев другие копии этой картины, созданные художником в разные годы, разных размеров, но с точным соблюдением первоначальных пропорций, закрадывается мысль: «не заложен ли здесь глубинный смысл, который автор хотел  донести до зрителя».
И потянув за эту ниточку, попробуем развязать этот загадочный узел, который уже 100 лет держит в напряжении любителей искусства.
О накале страстей вокруг этой картины, например, можно судить, посмотрев дискуссию о картине между двумя выдающимися кинорежиссерами Александром Митта и Андроном Кончаловским в передаче  Михаила Швыдкого «Культурная Революция» на канале «Культура», размещённой  на You Tube 10 июня 2011 года. И попробовать понять,  как такая, вроде бы, незамысловатая картина может сделать непримиримыми антагонистами двух высокообразованных и талантливых человека. И не только их.
Попробуем примирить их.
Ведь, если фигуру, только похожую на квадрат, назвать квадратом, а полную гамму цвета представить только двумя цветами: белым и черным, это ли не нарушение законов, которые считаются непреложными в классической живописи.
Исходя из вышесказанного, можно с уверенностью сказать, что, именно, создав эту картину, «Черный квадрат», Казимир Малевич, в аллегорической форме заявил о кризисе классической живописи.
Ответ на вопрос, почему же он не назвал эту картину «Кризис классической живописи», очевиден.
Художник сразу оказался бы под напором неудержимой критики приверженцев классической живописи, которые абсолютно справедливо задали бы вопрос: "Кто такой Казимир Малевич? Что он создал, чтобы ему верить?".
Используя шахматную терминологию,  вопрос звучал бы риторически: имеет ли моральное право перворазрядник судить о творчестве гроссмейстера.
Ответ был бы очевиден.
Теперь посмотрим на знаменитую картину «Вечная Россия» Ильи Глазунова, законченную в 1988 году. Первоначальное её название – «Сто веков».


         
Монументальное полотно, торжество красок, узнаваемость большого количества изображенных объектов (здания, памятники, иконы, лица).
Илья Глазунов, создав эту картину, как бы застолбил за собой место лучшего знатока истории Государства Российского.
Показаны люди, каждый из которых внёс уникальный вклад в историю России, и ставшие  символами своей эпохи в истории России.
Совершенно разные по значимости личности, такие, например, как Сергий Радонежский и Павлик Морозов, заняли своё место на картине.
С уверенностью можно сказать, что картина «Вечная России» Ильи Глазунова  является символом истинности знания истории России.
Правда, к сожалению, истории только до 1953 года.
И, наконец, обратимся к легкой, абсолютно беспечной картине «Очередь» Алексея Сундукова, которая установлена в Санкт-Петербурге, в Русском музее, в зале по соседству с залом, где установлены картины Казимира Малевича.



Неискушённый   зритель,    подходя    к     этой картине,    на   которой изображена длинная очередь из обречённостоящих, никуда не спешащих     людей, и, видя название  картины - «Очередь», сразу почувствует себя идиотом, которому предлагают купить значок, на котором находится единственная  надпись «Вот, купил себе значок».
И, конечно, быстро пройдёт мимо, даже не обратив внимания на дату создания этой картины, 1986 год.
И только у думающего и уже взрослого зрителя сразу возникнет яркая ассоциация с этим временем, символом которого была, именно, очередь абсолютно за всем, от носков до водки. 
Особенно интересно наблюдать за атмосферой в этой картине.
Люди настолько уже привыкли к такой ситуации, что становится, очевидно, что эта привычка возникла не спонтанно, а в результате долгого эволюционного изменения сознания человека.
А это время как раз и было апофеозом такого состояния общества.
Все знают, что произошло дальше и что получилось.
И если у кого-то возникнет вопрос, почему же Алексей Сундуков не назвал картину истинным названием «Кризис социализма», ответ очевиден: в то время за такую открытость и честность опасности подверглась бы не только сама картина, но и жизнь художника.
И вот теперь, тот, кто дочитает эту статью до конца, конечно, поймёт, что же объединяет эти картины и их авторов.
Авторы – гениальные русские художники, создавшие в аллегорической форме шедевры – «картины-символы» своих эпох Государства Российского.
         

3 комментария:

  1. Миша дорогой! Конечно они великие художники, и им есть что сказать. Аллегории не все принимают и понимают, но ведь есть же искусство для масс и искусство для искусства! Для примера скажу, что после того как я повел своих гостей в мой любимый музей Параджанова в Ереване, мои гости восторженно поменяли свое мнение о нем после более детального ознакомления с его мыслями в виде коллажей.

    ОтветитьУдалить
  2. Эта картина, выражает Наше Подсознание. Подсознание, которое принадлежит к Астральному миру (желание). Подсознание связывает нас с Астральной реальностью и ее сознанием. Если человек с помощью техник или программ активирует свое подсознание. Оно вначале начнет процесс самоочищение своего внутреннего пространства объема. У нас в голове арентируясь на Астральное сознание, которое не в нас принимая его за эталон. Подсознание включает свой внутренний обьем виденье. Мы наблюдаем процесс очищение и соединение нашего внутреннего Астрального сознания с внешним. Включенное внутреннее Астральное сознание это некий 3Д обьем внутреннее виденье. Мы наблюдаем в Астральном сознании не кую черную 3д материю. (Это не ментальный экран. Астральное сознание находится уровнем выше Ментального). Далее энергоинформационные вибрационные волны с двух сторон как бы вымывают эту материю. Это можно сравнить с черным куском льда тающим с начала по бокам к центру. Энергоинформационные вибрационные волны чистят, Астральный обьем он приобретает, внешние свойства и качества. Не все люди развивают, свою энергоинформационную систему не качают, потоки ВП и НП, не развевают уровни сознания и чакры, не принимают свет. За гранью нас есть то, что могло бы быть частью нас.

    ОтветитьУдалить
  3. Дрянь дешевая, а не картина. Художник людей не видит, он не уважает. Историю и жизнь презирает. Народ у него толпа с затылка. Какая гадость ваша заливная живопись. Налетай торопись покупай живопись. В надкроватных ковриках больше смысла и теплоты.

    ОтветитьУдалить