Медвяное рдяно
Насколько важно понимание значения
каждого слова в поэтическом произведении?
Казалось бы, ответ очевиден: конечно, важно.
Казалось бы, ответ очевиден: конечно, важно.
Но не всё так просто, как кажется на
первый взгляд.
Рассмотрим
несколько примеров.
Возьмём строчки уже известной молодой поэтессы из Беларуси Маши Малиновской:
А я ведь тоже бедуинка
От слова русского беда.
Мне вековая слобода,
Ведро да черная косынка.
Прочитав эти строки, думающий читатель обратит внимание на странное сочетание слов «бедуинка» и «беда». И попытается убедиться в истинности происхождения слова «бедуинка», то есть выяснить этимологию этого слова.
И,
конечно, ничего подобного не найдёт, потому что это художественный образ,
созданный поэтом.
Ведь
поэтическое произведение – это произведение, где автор словами пытается
вызывать эмоции у читателя. И, чем
больше художественная ценность произведения, тем больший градус эмоций
возникает у читателя.
Поэтому, попытки попробовать алгеброй гармонию проверить великие поэтические произведения всегда кончаются неудачей.
И вот, чтобы объяснить читателю бессмысленность анализа художественной кухни поэта, написаны другие строчки:
Поэтому, попытки попробовать алгеброй гармонию проверить великие поэтические произведения всегда кончаются неудачей.
И вот, чтобы объяснить читателю бессмысленность анализа художественной кухни поэта, написаны другие строчки:
А я ведь
тоже лесбиянка
От слова русского изба.
Мне вековая слобода.
Молва и вечная времянка.
Теперь-то уже точно никому не вздумается искать этимологию слова лесбиянка, понимая бессмысленность этой затеи.
А вот
другой пример.
Возьмём
строчки известного поэта из Беларуси Анатолия Аврутина:
Здесь
чудится медленным птицы беспечный полет,
Светило
в протоку стекает тягуче и рдяно.
Поется
и плачется целую ночь напролет,
И
запах медвяный… Над росами запах медвяный.
Опять же, думающий читатель обратит внимание на два непонятных слова: «рдяно» и «медвяный».
И конечно,
если эмоции не захлестнут его от прочитанного, начнёт в энциклопедии или в
интернете искать объяснение этих слов.
Чтобы
показать такому читателю, что не надо
этого делать, что, если эмоции не возникают сразу от прочитанного, поэт просто
не добился своей цели.
И вот,
возникают другие строчки:
Здесь птицы летают беспечно и рьяно,
Не зная зачем, устремляются в лёт.
Но там, увидав, что медвяное рдяно,
Бросаются вниз, разбиваясь о лёд.
На этом примере ярко видно: не важно, что значат слова в поэтическом произведении. Главное, создан трагический образ катастрофы, после которой жизнь не имеет никакого смысла. И конечно, при возникновении эмоций, никто уже не будет искать объяснение непонятных слов.
Очевидно, у каждого из этих четверостиший будут свои почитатели.
Комментариев нет:
Отправить комментарий