воскресенье, 11 мая 2014 г.

МЕДВЯНОЕ РДЯНО



Медвяное рдяно

Насколько важно понимание значения каждого слова в поэтическом произведении?
Казалось бы, ответ очевиден: конечно, важно.
Но не всё так просто, как кажется на первый взгляд.
Рассмотрим несколько примеров.
Возьмём строчки уже известной молодой поэтессы из Беларуси Маши Малиновской:

                                      А я ведь тоже бедуинка
                                      От слова русского беда.
                                      Мне вековая слобода,
                                      Ведро да черная косынка.

Прочитав эти строки, думающий читатель обратит внимание на странное сочетание слов «бедуинка» и «беда». И попытается убедиться в истинности происхождения слова «бедуинка», то есть выяснить этимологию этого слова.
И, конечно, ничего подобного не найдёт, потому что это художественный образ, созданный поэтом.
Ведь поэтическое произведение – это произведение, где автор словами пытается вызывать эмоции у читателя.  И, чем больше художественная ценность произведения, тем больший градус эмоций возникает у читателя.
Поэтому, попытки попробовать алгеброй гармонию проверить великие поэтические произведения всегда кончаются неудачей.
И вот, чтобы объяснить читателю бессмысленность анализа художественной кухни поэта, написаны  другие строчки:

                                      А я ведь тоже лесбиянка
                                      От слова русского изба.
                                      Мне вековая слобода.
                                      Молва и вечная времянка.

Теперь-то уже точно никому не вздумается искать этимологию слова лесбиянка, понимая бессмысленность этой затеи.
А вот другой пример.
Возьмём строчки известного поэта из Беларуси Анатолия Аврутина:

                   Здесь чудится медленным птицы беспечный полет,
                   Светило в протоку стекает тягуче и рдяно.
                   Поется и плачется целую ночь напролет,
                   И запах медвяный… Над росами запах медвяный.

Опять же, думающий читатель обратит внимание на два непонятных слова: «рдяно» и «медвяный».
И конечно, если эмоции не захлестнут его от прочитанного, начнёт в энциклопедии или в интернете искать объяснение  этих слов.
Чтобы показать  такому читателю, что не надо этого делать, что, если эмоции не возникают сразу от прочитанного, поэт просто не добился своей цели.
И вот, возникают другие строчки:

                            Здесь птицы летают беспечно и рьяно,
                            Не зная зачем, устремляются в лёт.
                            Но там, увидав, что медвяное рдяно,
                            Бросаются вниз, разбиваясь о лёд.

На этом примере ярко видно: не важно, что значат слова в поэтическом произведении. Главное, создан трагический образ катастрофы, после которой жизнь не имеет никакого смысла. И конечно, при возникновении эмоций, никто уже не будет искать объяснение непонятных слов.
Очевидно, у каждого из этих четверостиший будут свои почитатели.

Комментариев нет:

Отправить комментарий